(Краснопевцев Петр Иоаннович; 24.08.1792, с. Симоново Алексинского у. Тульской губ.- 25.03.1855, Киево-Печерская лавра), прп. Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых). Род. в благочестивой семье причетника ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Симонове Иоанна Федоровича Краснопевцева и его супруги Анны. Старший брат П., Василий, был пострижен в монашество с именем Венедикт в белёвской Введенской Жабынской пуст. (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь), с 1821 г.- ее игумен и настоятель.
5 февр. 1805 г., по окончании Тульского ДУ, П. И. Краснопевцев переведен в Тульскую ДС учеником высшего грамматического класса 1-го отд-ния. Он с юности имел склонность к монашеской жизни, летом 1814 г. отправился пешком на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где его приютил иером. Антоний (Смирницкий; впосл. архиепископ Воронежский и Задонский). Краснопевцев получил благословение остаться на послушание в лавре у схим. Михаила († 22 апр. 1815), известного прозорливостью, и пробыл в лавре с авг. 1814 по 22 марта 1815 г. За это время иером. Антоний был назначен начальником Ближних пещер (20 сент. 1814), а затем наместником лавры (2 янв. 1815). Невзирая на желание остаться в лавре, Краснопевцев был вынужден вернуться и продолжить обучение в семинарии, но после многочисленных попыток его просьба об увольнении была удовлетворена, т. о. он не окончил полный курс образования.
П. И. Краснопевцев стремился вернуться в Киево-Печерскую лавру, но родители, желавшие видеть его рядом, уговорили его поступить причетником к ц. Рождества Пресв. Богородицы и жениться на дочери священника. Не дождавшись дня венчания, Краснопевцев ушел в Киев, но вернулся после двухмесячного странствия, т. к. не получил увольнения из епархиального ведомства. Родители подыскали ему др. невесту, дочь священника из Калужской епархии. Отец невесты вскоре умер, и Краснопевцев отправился к еп. Калужскому и Боровскому Антонию (Соколову; впосл. архиепископ Подольский и Брацлавский) с прошением предоставить ему место покойного, но получил отказ. Перед тем как вступить в брак Краснопевцев побывал в Туле и снова обратился с просьбой об увольнении к недавно вступившему на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Аврааму (Шумилину), к-рый поддержал его и на следующий день выдал билет с полным увольнением из епархии (Хрулёва. 2008. С. 36). Родители Краснопевцева увидели в этом событии проявление Божией воли и благословили сына стать монахом.
В июне 1819 г. П. И. Краснопевцев прибыл в Киево-Печерскую лавру. Архим. Антоний (Смирницкий) получил благословение на его определение в лавру у Серапиона (Александровского), митр. Киевского и Галицкого, и поместил Краснопевцева на послушание в просфорню. В этом же году за прилежание и старание Краснопевцев был назначен начальником просфорни, в к-рой трудился на протяжении 12 лет. Однажды ночью во время молитвенного бдения на рабочем месте он сподобился видения прп. Никодима просфорника, почивающего в Ближних пещерах (см. ст. Спиридон и Никодим), и с тех пор относился к этому святому с особым благоговением, подражая ему, выучил наизусть Псалтирь.
20 сент. 1824 г. в больничной церкви лавры архим. Антоний постриг П. И. Краснопевцева в монашество с именем Пафнутий в честь прп. Пафнутия затворника, почивающего в Дальних пещерах; в том же году митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) рукоположил мон. Пафнутия во иеродиакона. Пафнутий проводил ночи в молитве и чтении, переписывал отеческие книги, в т. ч. Скитский патерик, «Сказание о святой чудотворной Великой церкви Печерской» и «Сказание о чуде в пещере, бывшем во время Пасхи», «Слова подвижнические» прп. Исаака Сирина. Его духовным отцом был архим. Антоний вплоть до принятия сана епископа 31 янв. 1826 г. и отъезда из лавры. 26 дек. 1830 г. Пафнутий был рукоположен во иеромонаха, затем митр. Евгений назначил его духовником лавры, помимо братии он ежедневно исповедовал множество мирян, относясь ко всем с любовью и участием. Автор «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения» ректор КДА Антоний (Амфитеатров; впосл. архиепископ Казанский и Свияжский) отмечал: «Во дни поста, после исповеди многочисленных поклонников, притекавших к нему, можно было видеть его в скорби и сокрушении духа невыразимых. Его младенческая душа, пораженная мрачной картиной многоразличных страстей человеческих, болела и нескоро находила успокоение» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 30-31; об авторстве «Сказания» см.: Хрулёва. 2008. С. 5-10; Миловский. 1905. С. 458-459).
В 1838 г. иером. Пафнутий подал прошение в Духовный собор лавры, желая принять схиму. В истории лавры не было примеров пострига в схиму не в преклонном возрасте (иеромонаху шел 46-й год), кроме того, после смерти иеросхим. Вассиана (Балашевича; † 25 апр. 1827) в обители не осталось насельников-схимников, поэтому Пафнутий не был уверен в согласии начальства лавры, но сомнения оставили его после чудесного явления Парфения, еп. Лампсакийского. 1 июня 1838 г. в Ближних пещерах Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий, постриг иером. Пафнутия в схиму с именем Парфений, затем избрал его духовным отцом.
После принятия схимы П. неск. лет провел в тесной келье, единственное окно к-рой закрывала икона Пресв. Богородицы; к Божией Матери он относился с особой любовью и благоговением, говорил: «На что мне свет чувственный, Она, Пречистая - свет очей и души моей» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 43). Он неоднократно удостаивался Ее явлений, его любимым праздником было Благовещение. Самой большой радостью для П. было совершение литургии: он служил ее ежедневно до конца жизни, даже когда плохо себя чувствовал. П. просил митр. Филарета благословить служение литургии Преждеосвященных Даров по уставу Великой церкви каждый день Четыредесятницы, а не только в среду и пятницу, и получил разрешение. Весну и лето он проводил с митр. Филаретом в Голосеевской пуст. (см. Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь), где в дальнем углу заросшего сада была устроена его келья, в которую он ежедневно удалялся после литургии. Он часто гулял по лесу, вычитывая по дороге Псалтирь, но в последние годы жизни, чувствуя упадок сил, постепенно сокращал эти прогулки, а затем отменил.
П. неоднократно намеревался уйти в затвор и отказаться от приема посетителей. Однажды он заперся в келье, не принимал и своих прежних духовных чад и выходил только в церковь на богослужение, но затем, после увиденного во сне страшного зверя, к-рого отогнали палками его духовные дети, изменил свое решение, убедившись, т. о., в том, что его содействие спасению других угодно Господу (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 56). Он был крайне скромен в быту, подарки, которые принимал от посетителей, чтобы их не обидеть, при первой возможности собирал в мешок и оставлял на дороге или раздавал нищим. Гр. А. А. Орлова-Чесменская, бывшая духовным чадом П., завещала ему 15 тыс. р., к-рые П. сразу передал в Духовный собор лавры на питание странников в гостинице.
Одним из самых близких и любимых учеников П. был архим. Лаврентий (Макаров), наместник Киево-Печерской лавры (1844-1852), впосл. настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря. Также духовными чадами П. были Антоний (Амфитеатров), юродивый прп. Паисий (Яроцкий), прп. Алексий (Шепелев), свт. Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий, игум. Парфения (Адабаш), кнг. В. С. Голицына и ее дочь В. П. Шереметева, В. И. Молчанова, тайная монахиня Е. Н. Бердяева, Н. Шупинская. С П. тесно общались дочери сенатора А. И. Муханова, Татьяна, Екатерина, Елизавета (фрейлины Высочайшего двора) и Прасковья, сохранившие сведения и свидетельства о смерти П., а также его письма (Миловский. 1905. С. 446-460). О встречах с П. упоминал свт. Феофан Затворник (Говоров). С особым почтением к П. и его духовному правилу, составленным им молитвам относились сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский и Свияжский, священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский, схиархим. прп. Варсонофий (Плиханков).
Последние годы жизни П. провел в келье, устроенной в доме за Крестовоздвиженским храмом, при входе в Ближние пещеры, ежедневно служил литургию в пещерном храме прп. Антония. Когда его самочувствие ухудшилось и он не мог выходить из келий, митр. Филарет благословил устроить церковь в зале при кельях, что было исполнено за неск. дней при помощи духовных чад П., особенно Бердяевой. Храм освятили в честь Сретения Господня. П. считал устройство храма высшим благодеянием митрополита по отношению к себе.
За год до смерти, весной 1854 г., П. уже не мог совершать литургию, но всегда присутствовал во время службы в алтаре и ежедневно причащался. Он предвидел день своей смерти, о чем упоминал в письме к сестрам Мухановым (Хрулёва. 2008. С. 153). 25 февр. 1855 г. по его желанию над ним было совершено таинство Елеосвящения. На Страстной седмице, в Великую среду, его посетил митр. Филарет, в Великий четверг П. простился с самыми близкими духовными чадами, дал им наставления, а также нек-рые духовные распоряжения. В Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения, в 5 ч. утра пономарь, готовивший к литургии Сретенскую ц., услышал, как П. вышел из кельи, и, закончив уборку, подошел к старцу за благословением. Он нашел П. уже мертвым, сидящим на стуле у церковных дверей. В Великую субботу тело П. было перенесено митр. Филаретом и архимандритами лавры из келейной церкви, не вмещавшей всех желающих проститься с ним, в Крестовоздвиженскую ц. 28 марта, в Светлый понедельник, митр. Филарет совершил отпевание усопшего, затем духовные сыновья старца перенесли гроб в Голосеевскую пуст. Несмотря на сильный дождь, шествие сопровождала многочисленная толпа. В 6-м часу вечера тело П., не тронутое тлением, было похоронено в деревянной ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник». В кельях П. у Ближних пещер устроена часовня (в наст. время там находится резиденция наместника Киево-Печерской лавры).
Местное почитание П. было установлено 27 июля 1993 г. Свящ. Синодом Украинской Православной Церкви. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение об общецерковном прославлении местночтимых святых, в их числе - П. Мощи преподобного почивают под спудом в Голосеевском муж. мон-ре, в новом храме в честь иконы Пресв. Богородицы «Живоносный Источник», построенном на месте старого храма, к-рый был взорван в 30-х гг. XX в.
Современники П. оставили воспоминания о его внешности: «Изможденная и истонченная плоть его была, так сказать, прозрачною оболочкою его чистой, светлой как день души. Высокое иссохшее чело, впалые щеки и виски составляли какую-то дивную противоположность с его большими, блестящими как молния глазами, которые проникали, казалось, в душу до самой глубины ея…» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 63-64).
Сохранилось неск. изображений П., разнообразных по иконографии и технике исполнения. Поясной портрет сер. XIX в. (НКПИКЗ) был написан его духовной дочерью Е. Н. Бердяевой (урожд. Бахметьева, бабушка философа Н. А. Бердяева, тайная монахиня). Преподобный изображен почти фронтально, с небольшим поворотом головы влево, с прикрытыми глазами, в схиме и приспущенном на лоб куколе (с небольшим Голгофским крестом). У П. аскетическое худощавое лицо с большими, глубоко посаженными глазами, острым выступающим носом, впалыми щеками, обрамленное черной бородой средней величины. На фоне портрета размещены картуши с цитатами из псалмов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» (Пс 1. 1) и «Хвалите Бога во святых его…» (Пс 150. 1). Известно, что прижизненный портрет П. письма Бердяевой после его кончины находился в келье старца в Голосеевской пуст. (Татиана (Алатарцева). 2008. С. 232).
Из Голосеевской пуст. происходит также поясной портрет, написанный на иконной доске в сер. XIX в. (НКПИКЗ). П. в куколе, мантии и схиме запечатлен стоящим, опираясь руками (с четками) на посох, у него изможденное лицо желтоватого цвета с лучистыми черными глазами. К этому типу изображения относится неск. гравированных портретов П. (Благословенная душа. 2008. С. 301, 303. Ил. VIII, IX).
Образцом для большинства гравированных и литографированных портретов, возможно, послужила акварель И. И. Полонского 1860 г. (подносной экземпляр свт. Филарету (Дроздову) с рукописным текстом ежедневной молитвы П. из б-ки МДА; см.: Там же. С. 305-306. Ил. X. Вкл.) или, скорее, ее прототип. П. представлен поколенно, вполоборота вправо, в рясе, мантии и куколе (кресты на очелье и на воскрилиях), правой рукой опирается на посох, левой, с четками, держит его. Особенность изображения - более идеализированные черты внешности старца и светлые, до пояса, волосы и борода. К этому типу принадлежит также портрет на металле, выполненный в 1880 г. для кельи П. при Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; П.- темноволосый, рисунок четок другой). В надписи на обороте воспроизведены строки с эстампов: «Буди благословен, преблагословен и треблагословен день Благовещения Богородицы…» и указано, что портрет создан тщанием духовного сына старца игум. Антипы.
Композиция на картоне с надписью «Кончина и отходная иеросхимонаха Парфения 1855 года марта 25» и размещенным внизу текстом предсмертной молитвы монаха к Богородице подписана лаврским иконописцем иером. Альвианом (Скотенко) (согласно надписи на обороте: «пис. Альвiан, начальник Лаврскоï живопис[ной]», картина передана автором в ЦАМ КДА, в наст. время в НКПИКЗ; см.: Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 106. Ил. 77). Сцена кончины старца представлена в соответствии с его жизнеописанием: П. в белой рубахе изображен сидящим у дверей домовой церкви в своей келье, непокрытая голова с длинными русыми волосами опущена вниз, глаза закрыты, руки скрещены на коленях, ноги босы.
Многочисленные гравюры и литографии с изображением П., изготовленные по заказам его почитателей, восходят к живописным портретам. Они относятся в основном к тому же изводу, что и акварель Полонского. Один из первых эстампов предназначался для кн. «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерския лавры иеросхимонаха Парфения» (1856). В первоначальных вариантах П. был изображен вполоборота вправо, потом появились «зеркальные» отображения; у подвижника длинные, ниже груди, волнистые темные волосы и борода средней величины с небольшой проседью. В коллекции офортов Л. М. Жемчужникова хранится гравированный портрет П. 1860 г. (пробный отпечаток - НБУВ, аналогичный офорт в ГИМ, см.: Госкаталог РФ. № 8316336). Экземпляр законченной гравюры Жемчужникова с рукописным разрешением от 30 окт. 1861 г. и пометой «На цензуру» (ЧерМО; см.: Госкаталог РФ. № 9002764) представляет старца вполоборота влево, с четками на правой руке (оттиск в ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 5550389).
К этой группе относятся также литографии кон. 50-х - 60-х гг. XIX в. мастерской В. Дарленга в С.-Петербурге (редакция Российской военной хроники), сер. XIX в. мастерской Ж. Лемерсье в Париже с факсимиле подписи П. («Буди Благословѣнъ, Преблагословенъ, и Треблагословенъ день Благовѣщенiя Богородицы, Несомнѣнной Моей Надежды, Отъ нынѣ, 1845 рока, и До вѣка: Аллилiа, Неключимый рабъ, Схимо-Парѳенiй», фигура в «зеркальном» повороте, ЦАК МДА; экземпляр с кратким автографом - ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 5550312), аналогичная литография 3-й четв. XIX в. (ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 5550390) и др. В кон. XIX - нач. XX в. появились перегравировки А. С. Янова, В. Чеховского и др. в книгах с жизнеописанием П. и текстом его ежедневной молитвы (напр., издания А. А. Холмушина, А. Д. Ступина). Один из портретов П. находился в приемной комнате прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).
Одно из ранних изображений П. в иконописи помещено в композиции «Собор Тульских святых» (иконография создана в 1987 мастером из Палеха В. Ф. Блиновым) - в левой группе в 6-м ряду снизу, 1-й от центра, в островерхом куколе. Икона находилась в верхнем Преображенском храме кафедрального собора Всех святых в Туле. В связи с прославлением в 1993 г. в лике местночтимых святых подвижников Китаевской и Голосеевской пустыней Киева (преподобные П., Досифей, Алексий (Шепелев), юродивый Феофил (Горенковский) и прп. Паисий (Яроцкий)) появились иконы «Собор новопрославленных Печерских святых» (Голосеевская пуст.). Пятеро подвижников показаны в рост на фоне Успенского собора Киево-Печерской лавры, П.- крайний слева, в полной схиме, голова покрыта куколем, в руках - Евангелие. У старца правильные черты лица, темные глаза, окладистая черная борода. Существуют единоличные поясные и ростовые иконы П., писанные на основе портретов (Китаевская пуст.).